Робототехника дает новую цель в жизни. Как проводятся занятия в центре им. Димы Рогачева
Елена Кузнецова — учитель математики центра им. Димы Рогачева, где лечатся дети с самыми тяжелыми формами онкологических заболеваний в стране. В прошлом году она стала победителем конкурса «Учитель года» в номинации «За многолетнюю и творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении в детских больницах».
Елена рассказала «Занимательной робототехнике», как проходят занятия с детьми, которые находятся в медицинском учреждении от нескольких месяцев до нескольких лет.
Динара Гагарина: Какое оборудование требуется, чтобы проводить занятия по робототехнике?
Елена Кузнецова: Все занятия в НМИЦ ДГОИ (Национальный научно-практический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии — прим.ред.) им. Дмитрия Рогачева можно разделить на две категории: групповые и индивидуальные. Групповые проходят в школьном секторе , индивидуальные — в палатах лечебных отделений. Именно поэтому у нас два комплекта наборов для занятий: школьный и передвижной, который удовлетворяет потребностям детей от 8 до 18 лет. Он состоит из 4 наборов Lego WeDo, набора «Машины и механизмы», пары Mindstorms. Еще берем с собой 3 планшета и 2 ноутбука. Со всем этим идем в отделение.
Занятия робототехникой — это та активность, на которую ребята готовы выходить (или выезжать — если на колясках) из палат и собираться в холле отделения. В этом заложен огромный реабилитационный эффект. В этот момент они общаются друг с другом, выполняют групповой проект и вообще вместе что-то делают. Ведь в больничной палате не сильно разбежишься с точки зрения разнообразия занятий и увлечений.
Школьный сектор — это класс, в который приходят те дети, которые находятся в ремиссии. Это весь пансионат с 4 по 9 этаж. О том, придут ли дети и сколько их придет, точно я не знаю никогда. Каждый раз нужно подстраиваться под пришедших ребят. С утра, конечно, могу посмотреть, кто лежит в пансионате, но из них может прийти 5, а может 25. Поэтому каждое занятие для педагога — это вызов, необходимо быстро сориентироваться и провести занятие в соответствии с контингентом ребят.
Чем отличаются занятия в центре от тех, что проходят в кружках?
С точки зрения методики — ничем, но у нас есть свои «онкологические особенности»: когда деталь конструктора упала на пол, ее нужно сначала обработать антисептиком и только после этого снова класть в коробку. Перед каждым занятием мы обрабатываем наборы асептическим раствором, в котором промываются все детали.
Здесь работа учителя — это 90% времени работа в палатах и только 10% в классе. Например, сегодня у меня в нем будет только один урок по робототехнике.
Какова длительность курса обучения робототехнике в центре?
Курс состоит из двух ступеней: базовый (1 год обучения) и продвинутый (2 год обучения). Но дети у нас разные. Кто-то уже занимался робототехникой, поступил в больницу вполне себе «прокачанным», и с ними нужно двигаться дальше. И это то, что у нас называется индивидуальным образовательным маршрутом, когда обучение робототехнике разрабатывается под конкретного ребенка и под его образовательные потребности. Но основная группа — это начальный уровень, и тогда два года.
Бывает так, что дети, которые уезжают домой, находят там кружки, секции, преподавателей. Например, мальчик из Симферополя здесь познакомился с WeDo, потом уехал домой, а через полгода на проверку приехал уже со знаниями Евы (Mindstorms EV3 — прим. ред.).
Первое знакомство — это всегда WeDo, Ева сложнее, она появляется на втором этапе обучения.
Как начиналось внедрение робототехники?
Робототехника появилась в центре как элемент фана. Очень непросто заставить больного ребенка заниматься математикой, тем более, если и раньше до болезни у него были проблемы с этим предметом в школе. А так — пришел учитель, собрали дрона, поменяли колеса меньшего радиуса на колеса большего радиуса. Измерили при одинаковой скорости и времени путь, пройденный моделью, и выяснили, что такое длина дуги окружности, что такое число Пи. Магия, да и только! А теперь уже бывалые пациенты взахлеб рассказывают новеньким о робототехнике и ее чудесах.
Какие положительные моменты изучения робототехники можете отметить?
Вся наша робототехника — реабилитационная. Потому что она помогает восстанавливать утраченные во время болезни функции и приспособиться к новой действительности.
Например, программирование — мощный инструмент восстановления когнитивной функции.
Конструирование и сборка восстанавливают утраченные навыки четкой координации глаз-рука.
Но, пожалуй, самое интересное — это ранняя профессионализация и профориентация детей и подростков. Кстати о подростках. Они — самый тяжелый возраст в детской онкологии. Представьте себе человека 15-17 лет, который профессионально занимается спортом (можно читать: танцами, музыкой, да много чем еще), но болезнь ставит на всем этом жирный крест. К примеру, саркома с ампутацией. И все…
Жить? Непонятно зачем? Учиться? Чему? Как? И тут наша робототехника — как один из возможных способов ввода в профессию. Кстати, наша девочка в этом году стала победительницей конкурса Абилимпикс (Абилимпикс — конкурс профессионального мастерства для людей с инвалидностью — прим.ред.) в номинации Лего-конструирование и всерьез размышляет о том, чтобы связать свою жизнь с архитектурным дизайном.
В ранней профессионализации нам очень помогает колледж-партнер, который проводит у нас занятия по нескольким профессиональным курсам, в результате чего наши ребята получают сертификат бухгалтера, фотографа или пользователя Microsoft. Так мы наполняем жизнь наших детей. Это можно делать в любом городе.
Каким должен быть учитель по робототехнике в подобном учреждении?
Обычным, он должен быть Человеком и Учителем, и этого достаточно.
Фото: Динара Гагарина. Больше фото в наших альбомах в фейсбуке и ВК.