Робототехники и криминалисты. Как здание-недострой сподвигло инженера на создание «Школы роботов»
Евгений Миронов, основатель «Школы роботов» в Тольятти, по образованию робототехник и работал по специальности 1,5 года. Но позже в 1990 году пришлось стать мастером и инженером-наладчиком на автоматической линии ВАЗа, а роботов забыть. В середине 2010-х он даже собрал из своей домашней библиотеки все книги 80-х годов по робототехнике и искусственному интеллекту и сдал в библиотеку Самарского технического университета, на сто процентов будучи уверен, что они ему в жизни уже не пригодятся.
Но спустя пару лет он вернулся к робототехнике. Теперь уже в качестве преподавателя.
Заброшенная стройка подсказала идею
— Александр Гагарин: Как и когда появилась идея создать «Школу роботов»?
— Евгений Миронов: Идея проекта возникла летом 2014 года. Работа, обслуживаем телекоммуникационную компанию «АИСТ», всё стабильно. Прямо напротив окон нашего офиса находился многолетний «недострой», оккупированный толпами несовершеннолетних разных возрастов: от 7 и до 16 лет. Много раз выходил из офиса, гонял этих ребят, объяснял им опасность игр на стройке и даже однажды вытаскивал на себе упавшего с этажа и подвернувшего ногу подростка. Мысль о том, можно ли помочь детям и подросткам тратить их время с пользой, буквально перегрузила личную операционную систему. Как организовать полезные и интересные занятия для детей, чему учить, как учить? – эти вопросы накрепко засели в голове.
— Что помогло реализовать идеи?
— Сначала я наткнулся на информацию о курсах «Амперки». Затем мне, совершенно для другой вакансии, переслали резюме человека, который идеально подходил на роль руководителя проекта. Созвонился с кандидатом, узнал, будет ли ему интересно участвовать в проекте дополнительного образования в числе прочих должностных обязанностей. Получил согласие, с тех пор мы работаем в одной команде. Думаю, что без Сергея школа, скорее всего, не состоялась бы, либо выросла совершенно другая конструкция. В настоящее время Сергей Мальцев – главный разработчик технических курсов, заместитель директора, входит в состав учредителей и руководит направлением «Школа робототехники».
Дальше всё просто: послали запрос в «Амперку», получили разрешение использовать их курс в коммерческих целях и 1 июня 2015 года запустили первые занятия кружка «Школа робототехники и «Умного дома», сначала на площадке партнёра — «Языковой школы «Виндзор», а затем в арендованном отдельном помещении в торговом центре. Весной 2016 организовали ООО «Школа новых профессий» и, в октябре того же года получили лицензию на образовательные услуги.
Четыре разных школы под одной крышей
— Какие направления обучения представлены в вашем центре?
— У нас четыре направления в различных стадиях развития: «Школа робототехники», «Проектная школа», «Школа искусств» и направление, которое мы сейчас активно продвигаем – «Школа Федеральной экспертной службы».
— Как организован учебный процесс?
— В «Школе робототехники» за эти годы выстроена программа, которая позволяет непрерывно заниматься ребятам от 6 лет и до старшего школьного возраста. Начинаем мы с курса для шестилеток, который называется «Техническое творчество». Ребята собирают различные конструкции из экологически чистого деревянного конструктора. Иногда используют батарейки, редукторы и моторчики. Настоящее обучение начинается в возрасте 7-8 лет с программы «Первоклассный электронщик». На макетных платах ребята собирают различные схемы, а преподаватели в доступной форме, на понятных примерах рассказывают детям о природе электричества. Далее, в 8-10 лет, последовательно идут два курса «Программирование на Скретч» и «Первоклассный программист». Для 11-12 летних у нас базовая программа «Робототехника и «Умный дом», в которой мы знакомим ребят с устройством микроконтроллера и учим программировать на языке С++. Далее курс «Системы визуализации», где изучается связь между созданным ранее ребёнком гаджетом и сетевыми формами. Завершается эта непрерывная программа в 13-14 лет по двум вариантам: можно изучать язык Java или дальше заниматься проектами на платформе Ардуино. Вот сейчас есть спрос на язык Python, будем с сентября вводить новую программу. Все курсы у нас начинаются с 3-месячного формата в 12 занятий по 2 академических часа. Если ребёнку и родителям нравится, переходим к годовому курсу. Сейчас почти все родители сразу заключают договор на год. Ведь многие дети у нас учатся уже по 4 года на разных программах.
— Вы говорили, что обучаете не только робототехнике?
— Проектную школу мы запустили в прошлом году. У многих детей есть предпринимательские задатки и важно их вовремя раскрыть и усилить. Пока две программы отработано: «Бизнес для школьников и студентов» и «Харизматичный оратор» для подростков. Первую ведут тренеры инновационной команды YellowRockets из Самары. Считаю, что это одна из мощнейших акселерационных команд в стране. Коллеги работают со стартапами на уровне федеральных проектов РФ и уже в Республике Казахстан в этом году запустили акселератор. Тренерам очень понравился опыт работы со школьниками, ведь в первой пилотной группе были в основном тринадцатилетние ребята. Понятно, что мы не сможем сделать подростков предпринимателями за 2-3 месяца, зато ребята хорошо усваивают основные понятия о бизнес-моделях и технологии стартапа и сразу пытаются применить полученные знания в деле. Все семь человек первой группы определили свою целевую аудиторию и все без исключения продали свои первые продукты, услуги за деньги. Одна выпускница только на итоговой презентации продала членам экспертного жюри, в которое входили руководители и предприниматели Тольятти, стикеров на 1000 рублей.
Вторую программу отработали совместно с Поволжской школой ораторского мастерства Руслана Хоменко. Ребята до программ и после: как земля и небо. Особенно впечатляет удивление и радость родителей, которые видят выступление ребёнка на итоговых презентациях. Спрашивают: «Что вы с ними сделали?». Сейчас готовим площадку Проектной школы в Самаре.
— Какое направление самое необычное?
— Школа искусств у нас запустилась только в прошлом году, но сразу непохожа на другие. Почти все программы мы стараемся вести, включая английские слова и термины, со временем перейдём к программам на английском языке. Осваивает ребёнок технику рисования и сразу все термины впитывает на двух языках. Работают оба полушария, всё усваивается естественным путём. В рамках направления запустили также два чат-клуба, в двух районах города: можно походить и улучшить свой разговорный английский. Кстати, у нас и курс «Первоклассный электронщик» уже переведён на английский язык.
Одна из наших главных задач – дать ребятам попробовать себя в той или иной профессии, помочь «заглянуть внутрь»: а чем же там взрослые каждый день занимаются.
— В чем особенности «Школы ФЭС»?
— Школа ФЭС предназначена для тех детей и подростков, которые планируют связать свою жизнь с правоохранительными органами, либо хотят стать экспертами в другой отрасли, например, работать в химической лаборатории. В этой школе у нас пока запущено только две программы: «Экспериментальная химия: Джуниор» и «Юный криминалист». Если вы хоть раз в жизни включали «Пятый канал», то возможно, видели сериал «След», где снабжённые самыми современными техническими устройствами смелые и доброжелательные эксперты стремительно раскрывают бесконечные преступления. В нашей школе преподаёт подполковник полиции в отставке, эксперт-криминалист с большим стажем работы. Ей есть, что рассказать ребятам. Как грамотно и безопасно работать на местности и в лаборатории, правильно снять отпечатки пальцев, следов, провести оперативную разработку – всему этому учит преподаватель — эксперт. По сути, это сокращённый курс криминалистики юридических ВУЗов. Есть мотивированные ребята, которые уже выбрали свой путь. Так у нас из первой группы трое занимались вместо трёх почти семь месяцев, посетили и Следственный комитет, и УВД. У ребят теперь полное представление о будущей работе.
Курс «Экспериментальная химия» разработал Сергей Соков, человек, который по-настоящему увлечён и является «евангелистом» химии в городе. Курс предназначен для того, чтобы увлечь детей этой наукой, не загружая сложной теорией, дать основные навыки работы в лаборатории. По этому направлению работаем со школами, есть 4 площадки во всех районах города.
Не все преподаватели — педагоги по образованию
— Как и где вы ищете преподавателей?
— Все наши преподаватели – эксперты в той или иной области. «Программирование на Java» преподаёт инженер-программист из международной компании, который и на работе делает проекты на этом языке. То есть все передают детям реальные, нужные сейчас, знания, умения и навыки, те компетенции, которые действительно позволяют зарабатывать на жизнь.
— Проходят ли ваши преподаватели курсы профессиональной переподготовки?
— За счёт предприятия мы обучили троих сотрудников, не имевших педагогического образования. Меня в том числе. Учились в Тольяттинском государственном университете. Сейчас уже сами накопили достаточно опыта и готовы создать курс по робототехнике и проводить занятия для педагогов дополнительного образования. Будем пробовать.
— Какое оборудование используется для обучения? Есть ли что-то специфическое и непопулярное?
— Командой было принято решение, что LEGO заниматься будем, если только будет серьёзный спрос. Наши программы разработаны на обычных макетных платах, Ардуино и общедоступной элементной базе.
«Экспериментальную химию» проводим в арендованных кабинетах школ, реактивы и посуда свои. Для «Школы ФЭС» лабораторию также оборудовали сами.
К детям надо относиться честно
— Какие дети занимаются в «Школе роботов»?
— Дети у нас занимаются разные. Объединяет этих мальчиков и девочек тяга к познанию нового. Они любопытны и имеют собственный, критический взгляд на многие вещи. С ними интересно. Бывает, некоторые иногда плохо ведут себя, покричат, похулиганят, но мы в конце концов находим общий язык. Главное, относиться к ним честно, без сюсюканья.
— Участвуете ли вы в соревнованиях?
— Мне сначала очень не хотелось, чтобы дети занимались проектной работой и участвовали в соревнованиях. До проектной работы ещё нужно самим дорасти. Что касается участия в соревнованиях, я считал, что это помешает выстраиванию нормального процесса обучения, будет отвлекать. Однако коллеги меня убедили, что соревнования необходимы как для накопления учащимися нужных компетенций, так и для удовлетворения амбиций и детей, и родителей. Согласился.
—В каких участвовали? Есть успехи?
— Выступаем с 2016 года на разных соревнованиях в городе и области, самарских «Робофестах Приволжья». Сейчас в копилке уже более 20 первых, вторых и третьих мест. В марте этого года наши ученики Ковалёв Тимур и Касенко Георгий приняли участие в XI Всероссийском технологическом фестивале «PROFEST». Ребята выступили очень достойно и заняли пятое место. На крупные общероссийские соревнования мы ездим нечасто, нет финансовой возможности. Тут уже сами родители уже принимают решение: поехать или нет.
В январе этого года на базе «Школы новых профессий» мы впервые попробовали сами провести соревнования — Конкурс по программированию «Искусство кода». Участвовало около пятидесяти человек. Понравилось и нам, и участникам, и родителям, поэтому в апреле совместно с «Центром информационных технологий» провели уже Городской конкурс по визуальному программированию «Scratch — мастер» среди школьников. Было 115 участников в двух возрастных группах.
— Отслеживаете ли вы успехи учеников после школы? В какие учебные заведения они поступают?
— В этом году ребята из первого набора поступали в вузы. Один из парней ещё раз захотел убедиться, что информационные технологии – это то, что ему нужно в жизни. Прошёл заново одну из программ, понял, что всё правильно выбрал, поступил на нужную специальность. Говорить о каких-то результатах пока рано, через пару лет соберём статистику, и тогда можно будет рассказать с фактами в руках.
— Чем им полезны знания и навыки, полученный в «Школе роботов»?
— У ребят есть возможность применить их в деле тут же: трое уже работают помощниками преподавателей, даже пытаются создавать свои уроки. В этом году мы дали ребятам возможность в летнее время применить свои знания в изготовлении макета «Умного дома».
Только взаимовыгодное сотрудничество
— Есть ли у «Школы роботов» индустриальные и другие партнеры?
— У нас нет индустриальных партнёров. Видимо, пока Школа не очень заметна и нужна только родителям наших учеников и самим ребятам. И ещё нам, команде. Не знаю, хорошо это или плохо, но не хочется никому навязываться в партнёры. Многие менеджеры предприятий считают организации дополнительного образования попрошайками, которые налаживают контакт только ради того, чтобы попросить какую-либо помощь. Это не так. Мы готовы только к взаимовыгодному сотрудничеству. Например, есть планы по обучению людей предпенсионного возраста, можем совместно с предприятиями поучаствовать в государственных программах по этой теме.
Очень хотелось бы в ближайшем будущем проработать с основными вузами области и запустить систему непрерывного образования (образовательные траектории) от дополнительного к высшему, где заказчиком молодого специалиста с нужными компетенциями выступали бы предприятия. Я уже мечтал об этом.
— Как организовано финансирование?
— Бизнес-модель наша базируется на доверии и деньгах родителей: будут родители верить, что мы даём их детям реальные компетенции и действительно позволяем сделать профессиональный выбор – будут платить, а значит: мы будем расти и развиваться. Если наши услуги не будут нужны – через некоторое время нас не станет. Думаю, что это достаточно честная рыночная модель.
— Можно ли сделать прибыльный бизнес из школы робототехники или это социальный проект?
— Несколько лет предприятие работало как социальный проект, и в какой-то момент я увидел, что все мои небольшие накопления ушли в Школу. Приходится жить скромно, но думаю, что любой основатель не боится пожить скромно несколько лет, ведь взамен он получает свободу и возможность, а этого ни за какие деньги не купишь. На самоокупаемость вышли, деньги на зарплату зарабатываем.
— Как планируете развиваться?
— Проектов у нас много! Смешить людей декларациями не хочется, поэтому скажу только, что весь прошлый год занимались отработкой масштабирования площадок, которых на конец учебного года у нас было 9. Они небольшие, но зато приближены к местам проживания наших учеников.
Фото из личного архива Евгения Миронова.