«Получился новый бизнес». Школы робототехники по всей России переходят на дистанционный формат
Уже несколько недель как образовательные учреждения России перешли на дистанционную форму обучения в связи с пандемией коронавируса. Робототехнические кружки тоже «перебрались» в онлайн. «Занимательная робототехника» узнала у руководителей, как им живется в новом формате.
Коронавирус изменит мир робототехники. Для работы в условиях пандемии разрабатывают роботов. Но изменения коснутся не только сферы медицины, но и образовательной робототехники. Часть школ робототехники в России начала работу в дистанционном формате.
Других вариантов не осталось
Руководитель «Лаборатории ASLab» (г. Москва) Андрей Гурьев признается, что режим онлайн для работы с детьми в его школе используют примерно лет 6, поэтому сложностей особых у них это не вызвало, просто удаленной работы стало на 20% больше, чем было до этого.
По словам Сергея Мальцева, заместителя директора ООО «Школа новых профессий» (г. Тольятти), сложностей при переходе в онлайн было много, но две он выделяет особо.
— Первая — психологическая, не все родители изначально одобряли этот процесс. Кто-то думал, что мы просто дадим инструкцию, и ребенок все будет делать самостоятельно. Это не так, у нас полноценные дистанционные занятия, живое общение с преподавателем. Большинство родителей, после того как увидели сам процесс преподавания, одобрили его. Но есть конечно и те, кто временно отказался от обучения. Вторая сложность – организационная, нужно, чтобы все родители настроили программное обеспечение у себя на компьютере, ведь есть и те, кто с компьютером на «Вы». Но мы всегда помогаем и подсказываем родителям, никого не оставили без внимания.
Павел Баскир из Московской «Лиги Роботов» рассказывает, что в их учебном процессе задействовано много оборудования и материалов, которых обычно нет дома у учеников.
— Сначала была неопределенность с тем, сколько продлится пауза в офлайн занятиях. Нужно было выбирать стратегию короткой постановки текущих занятий или создания новых продуктов для онлайна.
Роман Макаров из «Клуба технического творчества Кибергоф» (г. Санкт-петербург) уверен, что он как преподаватель столкнулся с меньшими сложностями, чем многие его коллеги.
— Я большой фанат дистанционных технологий. Всю связь с родителями я достаточно давно осуществляю через группы в различных мессенджерах, со старшими учащимися мы также первым делом в начале года организуем конференцию в ВК и обмениваемся всей информацией там. Ведение рабочей документации я всегда стараюсь автоматизировать. Что касается непосредственно процесса обучения, с одним моим коллегой мы достаточно давно пришли к выводу, что нам нужна своеобразная база знаний, которые прошли непосредственно через наши руки. Мы остановились на формате вики-сайта и запустили ciberwiki.ru . Начали использовать размещаемые нами на ресурсе методики в ходе очных занятий. Подобную концепцию уже давно реализовали ребята из РобоТрека, наши проекты даже запущены на одинаковых вики-движках. Поэтому, когда грянула самоизоляция, принципиально процесс обучения для меня изменился мало. Да, процесс подготовки материалов для занятия стал занимать на пару часов больше. Время стали занимать редактура текстов, оформление методичек и прочие рабочие моменты. Многое, что раньше давалось очно и было чем-то само собой разумеющимся, пришлось подробно расписывать дополнительно. Отсутствие заочных занятий внесло свои коррективы в моменты, связанные с материальным оснащением. Какие-то вещи (схемотехнику, программирование и т.п.) стало давать даже легче, чем очно. Практически каждый учащийся сейчас имеет домашний ПК или хотя бы смартфон и при наличии хороших симуляторов и методички самостоятельно выполняет все задания. А вот слесарную и столярную обработку материалов, например, заочно уже не очень-то преподашь.
Кружок робототехники «Робикс» (г. Санкт-Петербург) перешел на онлайн, потому что по городу вышло распоряжение губернатора, которое отменило очные занятия с конца марта.
— Других вариантов у нас не оставалось, — говорит Дмитрий Спивак. — Пришлось перестраивать всю работу. Это касается и формирования групп, и составления новой программы. Преподавателей пришлось переучивать, мы прописывали для них инструкции по использованию инструментов для дистанционной работы. Можно сказать, что из этого получился новый бизнес.
Полноценно работать не удается
Андрей Гурьев отмечает, что полноценного обучения не получается, так как встречи очень важны, а удаленная работа так или иначе несколько расхолаживает.
— Конечно, очные занятия для детей интереснее, потому что все можно потрогать — согласен с этим мнением Дмитрий Спивак. — Робототехника подразумевает работу с электроникой. Ребенок видит результат, может его потрогать. В онлайне такой возможности нет. Но полезные навыки дети получают. Мы нашли возможность обучать их программированию, работе с микроконтроллерами, схемотехнике. Сейчас довольно много инструментов, которые позволяют делать это онлайн.
Сергей Мальцев уверен, что с теми ребятами, которые успешно перешли на онлайн обучение, вполне удается работать полноценно за счет качественной работы педагогов.
По словам Романа Макарова карантин очень урезал доступ учащихся у материальному оснащению и пришлось скорректировать все планы, многое отложив «до лучших времен». Он отмечает, что организация работы в онлайне с младшими и старшими детьми сильно различается.
—Чем старше учащийся — тем легче дается работа с ним дистанционно. И это связано не только с тем, что ученик в принципе уже более «продвинутый» и ему уже очевидны многие вещи при работе с ПК, а еще и с тем, что педагог всегда в своем роде воспитатель. На занятиях любого уровня я не только учу чему-то, но и поддерживаю дисциплину, держу учащихся в нужном русле. У старших учащихся с самодисциплиной уже практически порядок. Если им нужно, то они прекрасно работают как очно, так и заочно. Если им предмет занятия мало интересен, то они или оставляют занятия, или посещают их «для общего развития», особо не мешая ходу проведения.
С самыми юными робототехниками (5-6 лет), по словам Романа, большую часть занятия приходится посвящать именно дисциплине.
— В формате видеоконференции дисциплину при занятии тет-а-тет еще реально удержать, а в групповом формате это практически невозможно. Таким образом, роль воспитателя тут ложится на плечи родителя и возникает очень тонкий момент. Воспитательные функции выполняет родитель, оперативную помощь оказывает родитель, с моделью работает ребенок, а педагог как-то выпадает из этой картины.
В «Лиге роботов» хоть и работают в меньших масштабах, стараются ежедневно подключать десятки детей.
— Организуем снабжение их конструкторами, материалами и ноутбуками. Также мы запустили курсы по программированию и 3D-моделированию, которые обычно проводим только на каникулярных занятиях, — рассказывает Павел Баскир.
Большая часть работы стала самостоятельной
Переход на дистанционное обучение потребовал значительного изменения порядка работы.
Роман Макаров рассказывает, что всем желающим младшим детям руководство нескольких секций предоставило учебные наборы, методические материалы, теоретические презентации и инструкции по сборке на дом. Он признается, что охватить удалось далеко не всех, хотя в целом этот подход хорошо себя показывает.
— В удобное ему время родитель садится с ребенком и проделывают тему. Со старшими учащимися всё несколько иначе. Большую часть работы мы перенесли в электронные классы и симуляторы (некоторые даже делаем сами на Unity). Всё, что не вписалось в этот формат, пришлось отложить. Что касается формата видеоконференций, его стараюсь использовать крайне редко. Здесь играет большую роль именно материальная сторона вопроса. Не у всех учеников компьютеры позволяют комфортно работать в конференции с множеством учащихся, и в целом многие сервисы сейчас «ложатся» под той нагрузкой, которая на них приходится. Поэтому, большая часть работы стала самостоятельной.
Все сотрудники «Робикс» работают удаленно: преподаватели ведут занятия, клиентский отдел, который работает с родителями, тоже. В организации подключена система ip-телефонии.
Все дистанционные продукты «Лиги роботов» содержат как предзаписанные материалы и задания, так и сеансы работы с преподавателями.
— В чем-то это даже удобнее офлайн занятий, так как ребенок может учиться в своем темпе и подбирать себе удобное расписание, — говорит Павел Баскир.
В компании, где работает Андрей Гурьев, выработаны определенные механизмы и инструменты для взаимодействия онлайн.
— Первый — это общие чаты, в которых можно обмениваться информацией с группами, и дети общаются по работе и по выполнению определенных задач именно в чате, он же и служит основным файлообменником. Периодически раз-два в неделю у нас проходит онлайн общение, пробовали разные платформы, на данный момент остановились на платформе zoom, у неё достаточно много преимуществ, которые нам необходимы, это и общее видение всех участников, и общий чат, и возможность изменения фонов, и еще несколько интересных примочек, в том числе показ своих окон, не рабочего стола в целом, а именно конкретного окна, что значительно облегчает работу. Основной принцип взаимодействия: пообщались онлайн, обсудили какие-то основные ключевые вопросы и моменты, распределили задачи и далее даётся время на выполнение. В период выполнения и решения идет общение через чат: вопросы-ответы, картинки, файлы, далее следующие, спринт начинается опять с онлайн. Поскольку с детьми я сейчас занимаюсь не только и не столько робототехникой, такое взаимодействие достаточно эффективно, но всё-таки требует периодического контроля с моей стороны, поскольку детям сложнее удаленно контролировать себя. Если говорить про робототехнику, данный формат взаимодействия мы также использовали давно и, как я говорил, многие мои ученики, я бы сказал даже все, в рамках группы имели свои домашние конструкторы, которые покупали родители, и принцип нашей работы состоял в том, что 80% работы ученики делали дома самостоятельно, и только 20% ключевых организационных и теоретических задач мы выполняли на занятиях. Мы также используем инструменты Google, такие как Google Диск, Google Таблицы, Google Формы и Google Документы, которые в дополнение ко всему остальному дают очень функциональную эффективную онлайн систему взаимодействия, — делится опытом Андрей Гурьев.
Дистанционка ускорила разработки
Дмитрий Спивак отмечает, что сотрудники с энтузиазмом восприняли переход на новый формат работы. Именно благодаря этому выход в онлайн удалось сделать быстро.
— В первую очередь это удалось сделать благодаря энтузиазму людей и желанию остаться на плаву. Это единственная деятельность, которой мы можем заниматься. Некоторые родители — около 60% — приняли новый порядок работы и готовы попробовать, другие не захотели. Но и из этих 60% какая-то часть со временем откажется от такого формата, потому что возникают технические сложности: нет хорошего микрофона, не открывается программа. Мы, конечно, пытаемся решать эти вопросы.
Похожая ситуация сложилась и в «Лиге роботов»:
— Некоторые родители отказываются от такого формата, мотивируя это тем, что “и так стало очень много онлайна”. Педагоги чувствуют себя комфортно, — говорит Павел Баскир.
Другие же родители рады новому формату:
— Родителям это очень нравится, поскольку дети больше вовлечены по времени в занятия, не ограничиваясь только двумя часами в неделю в лаборатории, а также общий чат дает возможность задать вопросы, если что-то непонятно. Таким образом, я создал некие рабочие инструменты, где дети могут обучать друг друга, отвечая на сложные каверзные вопросы, когда это допустимо, — рассказывает Андрей Гурьев.
Роман Макаров рассказывает, что кто-то из учащихся делает весь данный материал «от корки до корки» самостоятельно, без какого-либо контроля со стороны. Кто-то работает исправно, но родителям приходится поддерживать «в тонусе», контролировать процесс работы. Кто-то из учащихся выполняет обязательную часть работ, а самостоятельные или дополнительные задания делает неохотно.
— В целом, всё то, что я наблюдал в модели поведения разных учеников на своих занятиях, сейчас я наблюдаю и в дистанционном формате. Родители, в большинстве своем, достаточно положительно относятся к тому, что педагоги стараются и организуют для детей интересную дистанционку, — говорит Роман.
Проблемы с наладкой рабочего процесса возникли и в этой компании, поэтому сотрудники держат горячую линию по решению технических проблем, ведут подобие электронного журнала группы, чтобы родитель мог знать, выполнил его ребенок работу или нет. Некоторым сейчас становится не до этого в связи с возросшими объемами работы.
— С педагогами тоже всё очень по-разному. Кому-то переход на дистанционку дался практически безболезненно. Многим коллегам постарше достаточно сложно выстроить рабочий процесс, но они справляются. Есть и те, кому практически не удалось организовать дистанционную работу, и она проходит в минимальном формате. В основном речь, опять же, о группах в возрасте 4-6 лет.
Роман Макаров отмечает, за счет того, что он достаточно давно начал этот процесс, на новый порядок ему удалось перейти крайне быстро. Самоизоляция не заставила начинать процесс «с нуля», но вынудила его крайне сильно форсировать.
— В целом переход к дистанционке — это стрессовая ситуация, которая всех сейчас подтолкнула к новым методам работы, — уверен Роман. — Я и несколько моих коллег уже достаточно давно начали работу над «домашним» образовательным набором, который имел бы максимальное удобство и минимальную себестоимость. Переход к дистанционке стимулировал нас ускорить процесс разработки.
Школа новых профессий работает в целом в привычном графике, только дома и с микрофоном. По словам Сергея Мальцева, часть родителей относятся к этому отрицательно, но с пониманием. Переход на новый формат был быстрым.
— На новый порядок перешли в течение недели. Получилось довольно быстро за счет того, что мы следили за ситуацией в мире, понимали что такое вполне может произойти и подготовились заранее. Вся эта ситуация подтолкнула нас к развитию. Теперь мы оказываем услуги по дистанционному обучению детей по всей России.
Как организовать обучение онлайн? Вебинары
Университет Иннополис, стремясь помочь сообществу, организовал вебинары о судьбе образовательной робототехники в текущих условиях. В поисках новых инструментов и идей? Смотрите видеозаписи.