Разговор с фининспектором о поэзии? Нет, разговор с преподавателями о проектной деятельности…

Share Button

Алексей Корнилов рассуждает о результатах «чемпионата корпораций».

Алексей Корнилов про «чемпионат корпораций».

Практически все современные проекты делаются командами. Это в математике достаточно лишь бумаги и карандаша, чтобы выдать что-то гениальное, а в других сферах создание чего-то стоящего требует усилий многих людей. В машиностроении это конструкторы, технологи, токари, слетали, программисты ЧПУ и пр., в киноиндустрии — продюсеры, сценаристы, режиссеры, артисты, операторы, осветители и т.п., в ИТ — аналитики и архитекторы, программисты и UX/UI-дизайнеры и т.д., и т.п.

Поэтому, не только быть специалистом в своей узкой сфере, но и уметь работать в команде, а когда надо — то и организовать ее работу — это сегодня важнейший навык и, соответственно, обязательный элемент профориентационной, предпрофессиональной и, тем более, профессиональной подготовки.

Идея показать не только свой уровень в своей компетенции, но способность совместно давать готовый продукт, обсуждалась еще экспертами WorldSkills, и очень жаль, что занятость развитием своих компетенцией помешала тогда это сделать.

Та же идея была в чемпионате по робототехнике, который планировался на Иннопроме: команды нескольких корпораций (настоящих — УВЗ, Ростех и пр., а не «из скрума»), должны были, получив проект, выпустить готовый продукт. В команде, соответственно, специалисты по промышленной робототехнике, по мобильной, по промышленному интернету, по управлению проектами, технологи и пр. Жаль, что у корпораций выдался сложный год, а так было бы интересно …

Поэтому когда JuniorSkills объявил о проведении «чемпионата корпораций», это выглядело действительно круто: корпорации объявляют заказ на разработку, из участников JuniorSkills нужных компетенций формируются проектные команды, которые этот заказ выполняют!

Но… понятно, что не все в жизни получается как надо, возможны поправки «на реализацию». К сожалению, по той информации, что становится доступный после «ПроФеста», реальность превзошла самые серьезные опасения …

Итак, как это выглядит (по крайней мере, по открытой информации):

Во-первых, «корпорации» — никакие не заказчики, хотя в качестве таковых и указаны АгроХолдинг «Кубань» и ОК «РУСАЛ»: ну, это не они! Корпорация, судя по всему, это сама проектная команда, а еще были некие «концерны», которые «корпорации» как бы объединяют… Непонятно, но — да, звучно!

Второе еще более удивительно: JuniorSkills в публичном пространстве все еще воспринимается как часть системы WorldSkills, и ожидалось бы, что постоянно упоминаемые в JuniorSkills компетенции понимаются так же, как и в WorldSkills. Да ничего подобного! Оказывается, тут компетенции имеются в виду «в педагогическом смысле».

Соответственно, рассыпается вся стройная концепция формирования заданий, критериев их оценки, сопоставимости результатов и пр., и пр.

Как следствие — становится важным не результат, но процесс, а решение технической задачи превращается в педагогической эксперимент:

Задача первая, банально-конструкторская: посмотреть, что могут сделать несколько детей, если их оставить практически один на один с каким-то достаточно абстрактным, в меру сложным заданием. … Задача вторая, изощренно-экспериментальная … Задача третья, коллективно-социально-психологическая… — это из удаленной статьи на edurobots.org.

То есть вместо того, чтобы учить тому, как организовать командную работу над проектом, и оценить результат этого обучения по готовому продукту, выданному командой, мы как бы наблюдаем за «поведением» команды: собрали вместе, кинули задание и смотрим, как будут выкручиваться… Прямо «проблемный ящик Скиннера»…

В-третьих, компетенции, как оказалось, совсем не то, что ожидали, так что … ну, «с парашютом обманули, посмотрим как с машиной!». В смысле, посмотрим, что у нас с командной работой и управлением проектами…

Для любого «технаря» очевидно, что сначала осознается проблема, выбирается способ ее решения, а потом под этот способ ищется инструментарий — необходимые компетенции: «Нужен мне работник: повар, конюх и плотник». Тут — ровно наоборот. Из упомянутой удаленной, к сожалению, статьи:

Например, берем компетенции «Кулинарное дело», «Аэрокосмическая инженерия», «Прототипирование», набираем команды, принимавшие участие в чемпионатах JuniorSkills по ним, и ставим задачу спроектировать и изготовить летающий торт, доставляющий сам себя заказчику по данным GPS.

Как же организована работа над проектом?

В первый день никакого взаимодействия, размеренная работа над своим локальным заданием, но потом, как и на реальном производстве, начинают поджимать сроки (всего-то три дня отводится), «вдруг» обнаруживаются некие точки взаимодействия локальных заданий, возникает аврально-стрессовая ситуация – и вот оно, рождение коллектива.

Что за «локальное задание»? Откуда оно взялось, кто его выдал? Как получилось, что локальные задания для разных команд (корпораций?) не состыкованы по срокам, а «аврально-стрессовая ситуация» выглядит чуть ли не запланированной?

Ну, да, у нас же не решение технической проблемы и не этому мы детей учим — ведь «тогда закончится и творческий процесс». Нам интересно посмотреть, на «ящик Скиннера»: как они будут «создавать себе трудности и мужественно их преодолевать» — смотреть на это «так же увлекательно, как для биолога первый раз наблюдать в режиме реального времени развитие многоклеточного организма». И «именно за решение этих задач корпорация получает максимальный процент баллов в итоговую оценку».

А результат? Не, результат нам не важен! Важны «все конфликты, все споры, все взаимодействия между ребятами. Т.е. все то, что входит в сферу так называемых soft-компетенций».

Итак, что декларируется?

Юниорские корпорации – полипрофессиональные команды. В рамках чемпионата они создают высокотехнологическую продукцию по заказу реального бизнеса — робота-сортировщика сельскохозяйственной продукции для АгроХолдинга «Кубань» и беспилотный аппарат для мониторинга подземных запасов для добывающих предприятий (уголь в разрезах) по заказу ОК «РУСАЛ». Эти продукты впоследствии могут быть использованы бизнесом в реальной работе.

А по факту? А по факту — нет, готовый продукт не важен! «В результате, имея качественный изготовленный продукт и максимальные баллы за профессиональные навыки, можно лишиться призового места за парочку конфликтов с участием как самих ребят, так и их наставников» — впечатление, произведенное на экспериментаторов-наблюдателей (которые «на площадках корпораций незаметными тенями перемещаются люди с планшетами и блокнотами»), оказывается важнее результата.

И еще одно наблюдение (все более типичное, кстати, и для ИТ-компаний, а теперь и для стартапов): если, по факту, у вас нет понимания конечной цели, как сделавшие — управления проектом, организации командной работы, то как объяснить, кто спросит, а как же вы вообще работаете-то? Очень просто: «А это у нас Agile!»

Выглядит так, будто я ругаю организаторов… Да не то, чтобы: на самом деле, заявленный формат вполне, возможно, имеет право на жизнь, и решение соответствующих педагогических задач — тоже! Да и soft-skills действительно надо развивать! Так почему не устроить что угодно, в подходящем виде? И игропрактики разные есть, и другие форматы…

Но зачем же представлять это как решение «создание высокотехнологичной продукции», которая «впоследствии может быть использована бизнесом в реальной работе»?! А «мужики-то знают», что решается совсем не та задача, что декларируется? «РУСАЛ» с «Кубанью» в курсе, что «концепция поменялась»? А главное — сами участники? Им объяснили, что их разработка никому не нужна на самом деле, а они просто подопытные, которых кому-то наблюдать «так же увлекательно, как для биолога в режиме реального времени развитие многоклеточного организма»?

И подчеркну еще раз: все вышесказанное относится к тому, как ситуация выглядит — к сожалению, в результате длительных обсуждений в ленте Динары Гагариной так и не удалось получить от экспертов данного мероприятия внятных комментариев, причем типичный ответ: «Обращайтесь за разъяснениями в дирекцию JuniorSkills». Может, там и в правду внутри все не так, как выглядит?

Чего это я так много написал? Так ведь действительно классная тема! И, во-первых, искренне надеялся, что у кого-то получится это сделать и дальше продвигать правильные практики. «Абыдно, слюшай, да?!» ©

А, во-вторых, это что, заяви теперь любую работу проектных команд, где заказчик рассчитывает на конкретный результат, так скажут «А, так это как у JuniorSkills на корпоративном чемпионате?». И что, каждому объяснять, что «нет, нет, у нас важен именно результат!», так?

Интересно, прямо противоположная точка зрения на мероприятие у Юрия Аурениуса:

Чемпионат Корпораций … — это формат, при котором командам специалистов по компетенциям ставится для решения ЗАДАЧА … главное отличие от всевозможных хакатонов (странно , почему это еще не озвучено и не введено) — хакатон решает проблему , а корпорация должна выпускать тиражируемое решение … Корпорации обычно не работают по штучным запросам – просто «решить задачу» — это не формат Корпорации … Запрос от индустриальных партнеров всегда состоит в получении тиражируемого решения … Это все расставляет на свои места – и задачи и их решения. НУ и конечно, «Корпорации» — это не для того , чтобы посмотреть как дети решают проблему взаимодействия…

Share Button

Один комментарий к статье “Разговор с фининспектором о поэзии? Нет, разговор с преподавателями о проектной деятельности…”

  1. Андрей Едалов

    16.03.2018

    На самом деле очень интересно. Если помните, Динара, сколько помоев было вылито где то полгода назад на экспертов JS. Сейчас этот поток помоев возобновился с новой силой. И это именно поток помоев, а не конструктивная критика.
    Что касается Корнилова, то он к инженерным специальностям имеет отношение более в журналистской форме, чем в профессиональной. Т.е. много-много пишет везде о том,что все бестолочи и, что только он знает и умеет как надо.
    Он как то, видимо, по ошибке пригласил меня на занятие по подготовке ребят к чемпионату WSI в Бразилии по мобильной робототехнике. Нехочется описывать в подробностях, но к инженерной подготовке это не имело ни какого отношения. Ребята бегали по магазинам строй материалов в поисках железок, уголков и пр. Вместо того, что бы заниматься проектированием и изготовлением нужных деталй. К тому же модели всех деталей робота опубликованы на сайтепроизводителя конструктора. Я так понимаю его и выгнали за профнепригодность с главных экспертов WSR. Потом он пытался влезть в JS. Не совсем , мягко говоря, корректным способом. Сам себя провозгласил экспертом JS. Стал за деньги от имени JS проводить мастер-классы, предлагать оборудование. Но Дирекция быстро пресекла эти его попытки. Теперь он вроде бы опять эксперт WSR, но уже в IoT(какой полет, размах и пр. достоинства), Но может уже и оттуда выгнали. я не отслеживаю.
    Но, в чем у него действительно есть талант, так это в написании текстов. Да. тексты получаются красивые. Тут не поспоришь. И на первый взгляд толковые. Но за этими текстами ни чего не стоит, кроме собственных амбиций.

    Ответить на этот комментарий

Оставить комментарий

© 2014-2024 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено. Политика конфиденциальности. Соглашение об обработке персональных данных.
Наверх