Николай Пак: «Твои знания ничего не стоят, если ты их не передаешь»

Share Button

Руководитель федеральной сети секций робототехники Лига Роботов и владелец популярной франшизы рассказал, как воспитать инженерное поколение.

Николай Пак, руководитель Лиги роботов

Алина Слугина: Лига Роботов – очень масштабная сеть секций по робототехнике, которая есть уже не только в России. Николай, а с чего началась ваша карьера? И откуда появилась идея создания Лиги?

Николай Пак: Идея пришла не сразу, когда был студентом. Я учился в двух вузах, сначала в НГУ, на мехмате. Но в этом университете в основном теория, а я люблю практику, когда надо реально делать что-то руками. Эта любовь пришла ко мне в клубе юных техников. Там мы чинили электронно-лучевые трубки, приставки и многое другое. Я всегда хотел самостоятельно сделать радио, рацию, что-то попаять, но не хватало практики, поэтому я, как и все студенты, часто задавался вопросом, зачем мне нужны всякие синусы, косинусы, параболический интегралы. Поэтому перевелся в НГТУ на автоматику и вычислительную технику. Практики там оказалось не так много, но зато были практориумы. Мы были достаточно комплексующим поколением, потому что нам постоянно ставили в пример прошлое поколение, запустившее человека в космос, придумавшее метро. У нас была инициативная группа студентов в магистратуре, очень много свободного времени, и хотелось направить его на что-то крутое, своими руками создавать огромные проекты, сравнимые с Гугл. И тогда мы задумались о робототехнике, стали смотреть соответствующие видео на YouTube, узнали о конкурсах по робототехнике, в том числе в Китае.

Что было толчком именно к робототехнике?

АВТФ. Мы хотели делать что-то руками, и на нас, конечно, повлияли Boston Dynamics, Массачусетский технологический институт и их проекты с фрезерами, лазерами, летающими роботами, интересовала именно автоматика. Но в университете на вопросы о том, где же у нас робототехника, отвечали, что пока нет финансирования.

У вас была большая команда?

Пять человек. Среди них даже была девушка – Татьяна Дружинина. Сейчас она уехала в Германию, ее муж работает в Google. Такие знакомства помогают нам понять, как во всем мире устроена система образования. Сам поездил по миру и, параллельно, узнавал у реальных людей, как они проживают. Все это очень интересно. Я всю жизнь был и буду исследователем. Всегда пропагандирую изучать, как устроен мир, социум.

Оставаться маленьким ребенком-почемучкой?

Конечно! Всегда надо узнавать, как все работает. Даже здесь, на Земле, не надо далеко ходить за примером: почему у холодильника задняя стенка нагревается? Есть много вопросов, интерес к которым важно в себе не губить, потому что с возрастом люди зашориваются все больше, и начинают искать простые ответы. Вот как мы искали простой ответ на вопрос: где робототехника? А нет робототехники.

На следующий день после этого вопроса была точка бифуркации. Я встал перед зеркалом и сам себе задал этот же вопрос. А где робототехника? И что ты конкретно сделал, чтобы робототехника была? Я сделал мысленный эксперимент, что передо мной стоит такой же комплекции человек, как и я, какой-нибудь чемпион по греко-римской борьбе. Такой страшный, напыщенный человек с красным лицом говорит: «ты что сделал?». Я даже немножко испугался, но понял, что ничего не сделал. Очень легко только говорить, кого-то критиковать. С тех пор я вообще никого не спрашиваю, а молча делаю. И уже девять лет подряд мы молча берем и делаем.

Николай Пак, Лига робтов

Какие трудности приходилось преодолевать?

Мы начинали в подвале, нам не хотели давать помещения, приходилось тратить свои собственные накопленные деньги. Мы в тот момент купили на AliExpress разные компоненты Arduino и начали паять. Начали с взрослой робототехники. В это время мы считали Lego просто игрушкой. Хотя сейчас мне понятно, что это предвзятое и быстрое мнение. Это то же самое, что и поиск простых ответов, но это не работает. Надо разбираться в тематике. Если ты не можешь говорить, то молчи и разбирайся — вот мой тезис.

В то время мы сделали квадрокоптер, андроида, поехали в Китай в 2010 году, и там заняли призовое место. Тогда мы поняли, что мы чего-то да стоим. До этого еще не было понятно, куда все идет, я просто получал удовольствие от того, что трачусь не на потребление, а на изучение. Но после победы стало понятно: истории о том, что Россия является только аграрной страной, отсталой в техническом смысле – это только миф. Оказывается, даже мы что-то можем.

Тогда я начал думать, как это можно монетизировать. Потом познакомились с остальными ребятами, в том числе с Татьяной Дружининой. Она была центровым интегратором, объединявшим нас. Она вывела нас на фонд Потанина, где нам подарили четыре Lego-набора, которые мы поставили в угол. Но потом я решил стать объективнее. Сели вечером разбираться с товарищем, и в 8 утра мы поняли, что Lego – это что-то большее, чем игрушка. Его можно программировать под многие задачи, а сейчас это можно делать через любую среду программирования, потому что Lego стало Linux-компьютером. После этого стали искать себе инженеров в команду, делать прототипы, которые не окупались, потому что во время работы над ними мы тратили больше. Оплату нам давали неохотно, потому что опыт у нас был еще мал, и работали мы действительно плохо. Даже сейчас, спустя восемь лет, по всей России не появилось ни одной команды, которая могла бы делать прототипы в масштабном количестве. Сейчас эра IT: домашних мелких задач, которые можно решать дома. Это намного легче промышленных задач, в которых столько нюансов в механике, что все программирование идет лесом. И этим меня и прельщает робототехника, что надо не только головой думать, но и руками. Когда работали над марсоходом для новосибирского Планетария, мы все выросли на 23 порядка относительно своего уровня. Есть такая шутка: квалификация инженера прямо пропорциональна испорченному им оборудованию. Сначала думали, что сделаем за три месяца, а получилось больше года.

Раньше инженеры запускали огромные космические проекты, делали метро, строили большие ГЭС, а что сейчас, чем сейчас гордиться? Это укор новому поколению. Мы не должны требовать, нас вырастили титаны, и надо их не подвести.

Ребята собирают коптеры. Федеральный хкатон Лиги роботов

Именно поэтому вы воспитываете инженерное поколение, которое умеет думать и делать?

Да, совершенно верно. Мы пришли к этому тогда, когда и сами были ещё не очень хорошими инженерами, и когда не могли найти инженера к нам в команду. Больше трехсот резюме просмотрели за год и не смогли найти нормального инженера. Тогда решили готовить их сами. На любую проблемы мы, никого не спрашивая, искали сами решение. Я сам не верил в то, что наш проект запустится, но он запустился и развивается быстрее, чем в любом фантастическом сне. На тот момент мы сидели в подвале с непонятным оборудованием и набрали двадцать детишек. Сейчас мы запустились в тридцати трех городах, в Штатах, скоро откроемся в Австралии, и занимается у нас порядка 22 000 ребятишек. Только в Москве открыто больше трехсот секций.

Вы сами ведете занятия?

В росте любой структуры есть всегда точка бифуркации. Сначала даже не думали, что у нас будут франшизы в других городах. Но для меня главный показатель – это реальный рост ребят. Даже сейчас, просто взять, занять какое-то место в соревнованиях. Например, в прошлом году наши ребята заняли первое место в самом крутом соревновании по спортивной робототехнике World Robot Olympiad в Коста-Рике. Я там тоже был главным судьей, но это никак не связанно с нашей победой. Я наоборот засуживаю свои команды, поэтому предпочитаю не судить у своих команд.

Самый хороший учитель – это злой учитель.

Конечно. К этому результату мы шли пять лет подряд. В нас никто не верил, но нам не надо никому ничего доказывать. Я вижу траекторию развития ребенка и сейчас наша задача в том, чтобы ребенок в течение 10-15 лет развивался правильно, а потом дошел до точки, где он уже в нашей команде инженеров, способный говорить, что именно нужно делать, способный в какой-то момент сделать свой бизнес. В данном случае мы являемся инкубатором, в котором параллельно со школой и вузом долгими и упорными трудами ребенок становится личностью. Может быть, не обязательно в робототехнике, потому что Lego – это хороший инструмент познания окружающего мира. У нас задача постепенно привести ребят к светлому будущему.

Сейчас такая задача появилась у многих компаний помимо Лиги Роботов, которые обучают детей робототехнике.

Мы очень уважительно относимся к конкуренции, считаем ее полезной и мотивирующей. Как бывший спортсмен, я это хорошо понимаю. Во-первых, конкуренты не дают заржаветь. Монополия – это, в каком-то смысле, плохо. Во-вторых, чем больше людей занимаемся роботами, тем лучше всем. Конкурировать надо не между собой, а с миром. С некоторыми нашими конкурентами мы даже сотрудничаем. Нам, Лиге Роботов, важно, чтобы не именно Лига, а сборная России становились чемпионами на WRO.

А в этом году на мировых соревнованиях кто-то будет участвовать от Лиги Роботов?

Да, будут. Сейчас, правда, у меня есть некоторые разногласия с организаторами соревнований в России, с Иннополисом. Они считают, что олимпиада нужна в основном для региона Татарстан и для команд Иннополиса в частности. Я же считаю, что у нее должна быть общая направленность, чтобы у олимпиады был официальный статус, чтобы участники получали бонус к ЕГЭ. Робототехника объединяет в себе больше семи дисциплин, и в ней нужно доводить проекты до конечного результата. Нельзя сделать что-то не до конца, так как проект может либо работать, либо не работать. И пока нет результата, нужно сидеть и делать. Если в каждом дворе всей нашей большой России, больше, чем в 100 городах будет робототехника, то она будет развиваться стремительными темпами. Мы стремимся к этому, но, к сожалению, у нас нет таких ресурсов, чтобы разворачивать такую экспансию.

На данный момент, наша идеология, это система школа-вуз-предприятие. Три ступени, на первой дети в течение восьми лет изучают семь языков программирования, изучают механику. Потом переходят на вторую ступень нашего клуба, где они, являясь студентами, обучают детишек наших и обучаются у инженеров постарше. На этом этапе они могут работать со станками, реализовывать свои проекты, делать различные экспонаты, например, квадрокоптеры. Кто-то из них переходит на третье звено, где они становятся инженерами, создают команду и делают прототипы на заказ. У нас сейчас есть два заказа по пятнадцать миллионов, это контроль брака в производстве тротуарной плитки и автоматизация системы теплиц.

Но есть же еще и промежуточная ступень, в которой ребенок, который обучается сам, может чему-то научить других ребятишек. Если ты хочешь разобраться, то попробуй, научи другого.

В этой системе обучения много принципов. И мы не придумывали ничего нового, мы переняли опыт у других стран. Мне нравится философия азиатских стран. Там цель менторов – обучить хотя бы трех учеников так, чтобы они были лучше тебя во многих плоскостях. Только практика и труд могут помочь.
Лига Роботов существует восемь лет, и это уже хорошо. Но пока реализовано не больше трех процентов от моих планов.

Когда-то я преподавал, но отошел от этого по многим причинам. Одной из них является то, что если мы хотим обучать много ребят, то нужно сделать систему, где вся ценность передается через людей. И мы действительно создали свою атмосферу, свою идеологию передачи знаний. Твои знания ничего не стоят, если ты их не передаешь.

Кто сейчас является преподавателями?

В основном, студенты. Мы проводим свою школу преподавателей, из 20 человек мы оставляем 2-3 человека, при этом мы 15 часов работаем с ними в тестовом режиме, смотрим, как они работают.

Студенты должны быть технической специальности?

Нет, могут работать любые студенты. Открою тайну, у нас есть один критерий: огонь в глазах. С таким преподавателем не будет скучно на занятиях, он расскажет и покажет много всего интересного, он находит подход к ребятишкам. И дальше происходит коннект, в котором преподаватель даже не особо нужен, так как дети уже сами тянутся к знаниям, сами начинают изучать что-то.

Вопрос по поводу коллектива в целом. На фотографиях с Engeneration в прошлом году это была маленькая группа ребят, а в этом году количество увеличилось, и состав практически обновился. Почему именно так?

У нас даже байка есть на этот счет. В этом году на Engeneration — это фестиваль инженерного творчества — в этом году присутствовало около 3 000 участников и соревновалось порядка 450 участников, во время настройки полей подходит завхоз, и говорит: «Да что вы делаете, я же вам в прошлом году показывал, как поля устанавливать!». А никто не знает, потому что все новенькие. У нас, конечно, есть текучка кадров, но лучшие преподаватели остаются. Это объяснимо тем, что если у человека потух огонь в глазах, если у него мотивация только денежная, то он уходит. Конечно, деньги тоже должны быть, но в балансе с увлеченностью. Мы пока не можем сравниться с такими крупными компаниями, как Яндекс, и не можем платить преподавателям много, но стремимся к этому.

Чем еще можно заниматься в Лиге Роботов?

Всем подряд. От съемок блога, до инженерии с серьезными заказами. Преподавание, методика, тренерство, открытие франшиз, поиск pr- и smm-инструментов. Спектр занятости бесконечен.

А сейчас какие-то специалисты требуются тебе в команду?

Грамотные специалисты всегда нужны. Особенно завхозы. Представляете, это же самая тяжелая роль. Я сам начинал с этой роли. Нужно следить за техникой безопасности, техническим оснащением, сохранностью оборудования, а его у нас на очень большие суммы. И я очень спокоен, потому что нашел хорошего завхоза. У нас больше 350 человек подавали заявку, но первоначальный отбор элементарен. Я завожу человека в комнату и говорю ему: «Не работает лампочка, надо решить эту проблему». И ухожу. На этом много человек теряется.

Все знания скатываются на очень простые вещи. Еще один пример: все эти знания я передавал более чем тысяче учителей. Я веду уже не ребятишкам, а учителям, и тем самым передаю свою философию ребятишкам. А если я провожу занятие для уже знающих людей, то делаю это очень просто. Сначала, делаю ликбез по сенсорам, моторам, на что люди мне: «Николай Юрьевич, но мы же все это уже знаем». На что я им отвечаю: «Хорошо. Тогда запрограммируйте тележку так, чтобы она проехала равносторонним треугольником. У вас две попытки запуска, пять минут». И сидел. Из трехсот справилось только двое, и оба работают у нас. Тоже простая задачка.

То есть, важно, чтобы преподаватель не только мог учить, но и сам знал, как все работает?

Чтобы сам знал, сам разбирался и помогал разобраться в этом ребенку. Конечно, все знать невозможно. Нужно, чтобы была тяга узнавать, поэтому мы перешли на простые термины. Простым языком говорим об очень сложных вещах. Мы готовим мощных личностей, как снаряд, как танк, как бронебойная пуля, которые посредством робототехники станут, пусть даже, художниками.

Талантливыми людьми, которые будут качественно выполнять свою работу?

Да. Хотя талант — непонятная мера. Главное, чтобы они были практиками, умели создавать задачи и итерационно их решать.

Недавно Лига Роботов запустила видеоблог, в котором планирует обсуждать множество вопросов, связанных с робототехникой в образовании.

Читайте также интервью с учредителем московской Лиги Роботов Павлом Баскиром.

Об авторе

Алина Слугина, Лига роботов Алина Слугина — ведущий специалист, pr-менеджер Лиги роботов.

Share Button

5 комментариев к статье “Николай Пак: «Твои знания ничего не стоят, если ты их не передаешь»”

  1. Сергей Лямов

    29.07.2018

    Какой изящный плевок в сторону Иннополиса — при том что последние вроде как признали свои недоработки и поддержали идею НЭС. Но розовый ЛР-пони исключительно за всеобщее благо, просто расстроился немного из-за отказа перекроить регламент в угоду своим амбициям. Девочки из PR-службы просто няшки — сточить острые грани до состояния гладкой гальки, это уметь надо.

    Ответить на этот комментарий
  2. Александр Евгеньевич

    30.07.2018

    http://edurobots.ru/kruzhok/liga-robotov-moskva/ — 5 тыс рублей в месяц за 4 занятия по 3 часа.
    ———————————————————————————-
    Если в каждом дворе всей нашей большой России, больше, чем в 100 городах будет робототехника, то она будет развиваться стремительными темпами. Мы стремимся к этому ()
    ———————————————————————————-
    Если не ходить в «Лигу роботов» год, сэкономить (как кот Матроскин) тысяч 30-40, то реально создать дома на кухне цифровое производство практически любого робота уровня школьного, студенческого пригодных для разумных некоммерческих олимпиад в том числе. И это — генеральный тренд, который еще ничтожно мало осознан. бомондом.

    Ответить на этот комментарий
    • Александр Евгеньевич

      30.07.2018

      Проверенная шестилетним опытом методика на более чем 600 академических часов занятий.
      ————————————————————————————
      Итого 600 делим на 12 и множим на 5 получаем 250 тыс на ученика — за что? » Но пока реализовано не больше трех процентов от моих планов».

      Ответить на этот комментарий
  3. Карандаш и Самоделкин

    30.07.2018

    Отличная статья, но в заголовке опечатка — «передаешь» нужно поправить на «продаешь».

    Ответить на этот комментарий
  4. Ольга

    10.10.2018

    Хорошо, что дети развиваются таким образом. У нас тоже сын в таком возрасте и мы хотим, чтоб он стал ученым, но довольно сложно в столь раннем возрасте прививать любовь к науке, как ни крути.. Недавно ему купили игру зубис https://yavitrina.ru/igry-zubls ему очень нравится, и что самое главное — такая игра действительно развивает мышление, а не просто безделушка! А какие еще игры подобного формата можете посоветовать?

    Ответить на этот комментарий

Оставить комментарий

© 2014-2024 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено. Политика конфиденциальности. Соглашение об обработке персональных данных.
Наверх