За 40 минут «зума» можно сделать работающий механизм. Татьяна Галатонова о бюджетных уроках технологии

Share Button

«Занимательная робототехника» побеседовала с учителем технологии Татьяной Галатоновой о том, как заниматься инженерным творчеством в школе, не тратя на это много денег.

Татьяна Галатонова — учитель высшей категории, автор книги «Стань инженером», автор проекта «Школа юного инженера» и одноименного YouTube-канала. Ученики Татьяны — участники и победители выставок. технического творчества и инженерных олимпиад.

На уроках Татьяны ученики проектируют механизмы, придумывают оригинальные конструкции, используя недорогие материалы: картон, трубочки для коктейлей, шприцы для создания гидравлических приводов, даже ненужные CD-диски.

За 40 минут «зума» можно сделать работающий механизм. Татьяна Галатонова о бюджетных уроках технологии

Мамы перестали выкидывать мусор

— Динара Гагарина:  Татьяна, расскажите, как вы пришли к идее использования подручного, дешевого и доступного материала для создания инженерных конструкций?

 Татьяна Галатонова: Как правило, финансирование предмета «Технология» в школах у нас минимальное, а расход материалов на уроках немалый, и нужно, чтобы задание сделали все учащиеся. Самые доступные материалы: гофрированный картон от коробок, которого много в школе, стаканчики бумажные, трубочки, шпажки. Кроме того ребята приносят, и я покупаю. Достаточно не обременительно, но из такого материала можно сделать массу различных механизмов. Самое главное, подключить фантазию не только мне, но и детям.

— С какого возраста у вас начинают заниматься дети?

— Обычно, с 1 класса, но есть и дошкольники, которых приводят в 5 лет, и занимаются они до 11 класса. Знаете, как приятно, когда выпускники приходят и говорят: «Спасибо, Татьяна Евгеньевна, за то, что вы нас направили правильной инженерной дорогой».

— Не говорят ли одиннадцатиклассники, что это детские игрушки и они не будут это делать?

— Когда было дистанционное обучение, два проекта на региональном этапе (Всероссийсколй олимпиады школьников — прим. ред.) по технологии у нас были именно по разработке методических пособий для работы с детьми на дистанте. У десятиклассника был раздел «Кривошипные механизмы», а у девятиклассника был раздел «Рычажные механизмы». Именно из подручных материалов. Проекты на региональном уровне были оценены очень неплохо, т.к. они представляли конкретный материал для уроков технологии на период дистанционного обучения. Но у нас очень много и других серьезных технических проектов, выполненных старшеклассниками, например, различная техника с гидравлическими приводами.

— Как это вообще на дистанте можно делать?

—За 40 минут «зума» прекрасно можно сделать любой простой действующий механизм. Когда ты преподаватель, то сам в первую очередь должен четко понимать, что нужно сделать и понимать, как это объяснить ребенку.

— Вы заранее говорили ученикам, что им нужно на занятии?

— Да, перед каждым занятием выдаю список материалов, которые нужны: трубочки, гофрированный картон, стаканчики, клеевой термопистолет. Мне нравится, что все мои семилетние дети, которые ходят в онлайн кружок, за год освоили безопасную работу термопистолетом. Офлайновские кружковцы термопистолетом пользоваться, к сожалению, не умеют — в школе на занятиях нельзя их использовать. После того как маленькие дети начали работать со мной, их мамы говорят, что они перестали выкидывать вообще все: коробочки, крышки от бутылок, пластиковые баночки… Всегда думают, а не может ли это пригодиться для поделок?

Ребенок понимает физику кончиками пальцев

— Вы занимаетесь инженерным творчеством. Сколько процентов здесь составляет творчество, а сколько процентов продуманный вами механизм?

— Если говорить про меня, то я четко продумываю базовый механизм — как сделать привод. А уж что у нас это будет, как оно будет крутиться, вертеться, шагать, прыгать, бегать — это все творческая составляющая. Ее я оставляю на усмотрение детей. Если я здесь дам подсказку детям, что мы делаем такую-то карусель, то ребенок на этом зациклится и скажет, что  не знает, как можно сделать что-то еще. Очень часто я прихожу в восторг от того, что придумывают дети на основе базового механизма.

— Насколько легко этим начать заниматься? Вы берете всех?

— В первом классе в кружке «Экспериментаниум» занимаюсь абсолютно со всеми. Четыре первых класса по 32 человека, и каждый первоклассник за занятие выполняет свой простой механизм. Кроме того, каждый может объяснить принцип или физический закон, лежащий в основе работы этого механизма.

Единственное, что подводит детей во время работы, это если ребенок не умеет вырезать ножницами. Но это уже недоработка родителей, которые не дали возможности научиться: или ножницы боялись давать, или был неудобный инструмент, или не обращали на это внимания, думали, что маленькому ребенку   рано. Моя внучка вырезала с двух лет, и мы следили за тем, чтобы она научилась безопасной работе с инструментом.

— Как вы пришли к тому, чтобы заниматься с маленькими детишками серьёзной физикой, уровня средней и старшей школы?

— Я давно работаю в школе, занимаюсь техническим творчеством с детьми.  И поняла, что для того, чтобы делать простейшие движущиеся модели, например,  машины с ременной передачей, дети должны знать, какие вообще механизмы, передачи существуют.  Вот и изучаем мы с малышами  простые механизмы — посмотрите, какой огромный выбор: наклонная плоскость, кривошипные, фрикционные, кулачковые, зубчатые.  Здесь твори и твори! А изучив простые механизмы, можно применять их  уже на более сложных проектах.

— Можно ли сказать, что к средней и старшей школе у некоторых детей появляется страх  от одних только физических и технических терминов, не говоря уж про  уроки физики? В младших классах это легче заходит?

— Наверное, у младших заходит легче, потому что начинаем с простых механизмов. Те же балансиры. Когда ребенок пропускает через руки простейший балансир, а затем еще несколько других конструкций, то он понимает, что равновесие зависит и от центра тяжести, и от точки опоры. И от других условий. Этот восторг, пропущенный через кончики пальцев, понятие простых истин — устойчивое и неустойчивое равновесие — хорошо откладывается. Когда ребятишки приходят в среднее звено, они здорово берут все остальное.

— Занятия с вами помогают им учить физику.

— Обязательно. В той же теме «Равновесие» мы со второклассниками находим центр тяжести любой плоской фигуры, говорим о моменте сил, когда мастерим рычажные весы. Всего и не перечислить, что мы затрагиваем с малышами.  Но это физика в начальной школе! Мы подробно разбираем не только механику, но и делаем простые электрические  цепи в открытках, викторинах, фонариках. А электротехника на уроках физики и технологии начинается только в 8 классе.  А второклашки уже на практике понимают, что светодиод работает в одном направлении, что такое проводник, что такое реверсивный двигатель.

Творческим учителям нужна возможность привносить изменения программы

— Вы бы как себя охарактеризовали: одиночка-энтузиаст или системный человек?

— Для себя я системный человек. Когда я свой ютуб-канал оживила во время дистанта, то я четко понимала, что раз в два дня я должна выпустить новый ролик. А оживила я для того, чтобы делиться тем, что умею хорошо делать. Вы только берите! Единственное, я не даю четких инструкций. Тот человек, который умеет думать, посмотрев на то, как я показваю со всех сторон на камеру  простейшую модель, поймет, как она устроена. А разжевать, положить в рот и заставить проглотить — это не мой стиль.

— Насколько масштабируемо то, что вы делаете?

— Я знаю, что многие создали программы кружков на основе моих разработок. Главное для меня, педагогам четко объяснить разделы, из которых можно составить программу. На уроках технологии механизмы нет смысла изучать на примере токарных и фрезерных станков — их зачастую нет в мастерских. Но зато эти темы есть в программе. Почему бы не делать передачи из картона  самостоятельно? Это масштабируемо и финансово не затратно.

— Как вам кажется, в масштабах страны у нас есть шанс, что уроки технологии преобразятся и трансформируются?

— Есть. Мне бы хотелось, чтобы уроки технологии преобразились не навязыванием сверху программ принудительно, например, робототехники. Хотелось, чтобы творческим учителям давали возможность самим привносить изменения в свои программы. Я ушла в инженерное творчество, это здорово. Но есть мастера, которые замечательно занимаются резьбой и увлекают этим своих подопечных. Есть специалисты, которые приходят в школу с производства и хотят донести свои знания и умения до учеников. И это замечательно.

— Какие планы по масштабированию опыта? Может, у вас есть идеи новых проектов?

— Понятно, что мы не зациклены на механизмах из картонок и доступных материалов. Мы сейчас изучаем с ребятами КОМПАС-3D, проектируем 3D-модели. Мальчишки уже приготовили для своих проектов отдельные элементы, которые мы распечатаем на принтере. Это здорово, когда они сами чертят для своих проектов. Скоро я еду в Екатеринбург учиться работать на фрезерном станке с ЧПУ. Это открывает новые горизонты. Нашей школе центр Unimatik дает в аренду вертикально-фрезерный станок. Это новое направление в технологической подготовке моих учеников.

— Как думаете, будут ли такие уроки технологии интересны девочкам?

— В начальной школе девочки тоже занимаются техническим творчеством. Моя внучка участвует со мной во многих конкурсах. Понятно, что в технический кружок девочек ходит меньше. В основном на это заточены мальчишки. Но я беру всех, кто захочет. Я веду уроки технологии для мальчиков с 5 по 8 класс.  Гендерное разделение в нашей школе есть. Но когда приходят девочки на урок технологии, я им не отказываю.

Беседа проходила во время Всероссийского фестиваля «РОБОЧАДО-2021».

Знакомьтесь с YouTube-каналом «Школа юного инженера». 

Share Button

Нет комментариев.

Оставить комментарий

© 2014-2024 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено. Политика конфиденциальности. Соглашение об обработке персональных данных.
Наверх