Умные vs красивые. Еще раз о соревнованиях по робототехнике
Руководитель кружка робототехники из Московской области Евгений Аристов поддержал дискуссию о WRO и других соревнованиях по робототехнике, предложив свою классификацию этих мероприятий. Ранее на эту тему мы опубликовали статью Михаила Лесникова с критикой соревнований и два полемических ответа на нее — от Глеба Карнея и Дмитрия Алексеева.
Для нашего кружка финал WRO — как виноград для лисы – где-то абсолютно в параллельной вселенной. Однако целый ряд вопросов, поднятых коллегами, побудил высказаться и меня.
Робот — это не magic
Я хочу выступить алармистом и предупредить сообщество лего-робототехников: все, что не развивается, умирает. И сквозь это прорастает новая трава.
В чем причина тревоги? Медленно тлела дискуссия, что LEGO — это не робототехника, и что у «взрослых» все по-другому. Правда, никто не сформулировал, как оно у взрослых, и чему учить? Какие задачи адаптировать для школьного понимания? Это тление имеет свой предел – и он настал. Те, кто побеждали на самых первых соревнованиях по робототехнике, окончили вузы и стали… Нет, они не стали выдающимися инженерами. Они стали выдающимися преподавателями «спортивной робототехники». С Beam роботами и ардуино похожая история.
Скоро начнут приходить вести с соревнований: отечественных – «размах уже не тот», международных — «уровень соперников упал». И все, из наших парусов пропадет ветер. Тем более, что новый фаворит уже вырос — JuniorSkills.
Все это уже было с программированием лет 20 назад. В каждую школу компьютерный класс. Мода на спортивное программирование. Проводятся ли олимпиады по программированию с тем же пиаром и размахом, как сейчас по робототехнике? Сколько кружков дополнительного образования привлекает эта дисциплина? Притом что в отличие от «профессии будущего» программист вполне хлебная профессия и в настоящем, и в будущем. И не просто хлебная, а почти не привязанная к рискам рынка труда отдельно взятой страны.
И самое главное. Чем заняты повзрослевшие чемпионы? В программировании скажу: те, кто смог переучиться, нашли применение своим мозгам и мощной алгоритмической подготовке. А переучиваться многому надо. Это как из спринтера стать марафонцем. Только «марафоны» больше похожи на турпоход в группе людей на несколько месяцев.
Но, наверное, больше тех, кто не смог переучиться, раз Питер Нордвиг (директор по исследованиям в Google, советник Ассоциации по улучшению искусственного интеллекта, автор одного из самых популярных вузовских учебников по ИИ) считает, что победы в конкурсах программирования негативно коррелируют с успехами в работе.

Евгений Аристов
Так что давайте признаем факт: зацикливание на «спорте» уводит энергию в свисток. И наша миссия, коллеги, не должна быть в «спорте».
Лично для меня «робототехника» звучит как «моторизация» сто лет тому назад. Экономика моторов, война моторов. Это вопрос жизни и смерти.
Что такое земледелец/рабочий сейчас? Оператор специализированной машины. Что такое земледелец/рабочий через N лет? Оператор робота? Робототехник? Поэтому процент школьников хоть раз попробовавших себя в робототехнике никак не должен быть ниже процента трудоспособного населения, задействованного в реальном секторе экономики.
Попросту треть школьников должны понимать, что робот — это не magic.
Итак, «спорт» нельзя, надо сфокусироваться на вовлечении и обучении детей. Расширении изучаемых тем. Адаптации инженерных практик для детского понимания. Для максимального охвата – учить с первого класса, когда родители и дети в основной своей массе еще готовы учиться. И использовать все возможности для популяризации. Здесь не обойтись без образовательных конструкторов.
Отмена «спорта» не есть отмена соревновательности. Без этой соревновательности мы бы могли предложить детям совсем мало — то, что в методических материалах из коробки. Соревновательность нужно направить в создание методичек.
Умные vs красивые
Проще всего сейчас решить задачу по привлечению школьников, развитию предмета — поделить «соревнования» на умные и красивые.
Красивые – без призовых мест. Пришел, откатал, если выполнил некую программу минимум – получил сертификат по сданной дисциплине. Каждому, кто пришел в кружок и добросовестно занимается, должен быть доступен этот зачет.
Мероприятие с максимумом пафоса, шума, шоу программы. Чтобы мама гордилась. Мама увидела, чем ребенок занимается на кружке, сравнила с другими.
Для разнообразия этого зачета можно внести игровые дисциплины, где борьба идет против других участников (футбол, сумо, гонки по коридору). Вот там, пожалуйста, призовые места. Если еще дается время на самостоятельную переделку решения, под соперников, так и объективно заслуженно.
В умных же, наоборот, поменьше шума, побольше дела. Они должны собирать людей уже твердо понимающих, чем и для чего они занимаются.
Умные. Тип 1 – прежде всего исследовательские. Где решение еще не совсем найдено. Лабиринт «обратно», вот на Кроке интересно было с пантографом. Тут важен поиск решений, чтобы задачи из этого типа побыстрее оказывались в категории «красивые».
Умные. Тип 2 – как междисциплинарная олимпиада, с обязательным теоретическим экзаменом по школьным предметам, по которым даются +баллы по ЕГЭ. Это просто чтобы 11-классники не бросали занятия ради натаскивания на тесты. Ведь в некоторые вузы средний бал почти 300 из 300.
Пока попутный ветер еще есть, можно успеть перестроиться.
Хорошей новостью стал конкурс «Лучший наставник по робототехнике». Надеюсь, станет регулярным.
P.S. По поводу задач. Я тут для себя отмечаю, что можно было бы объяснить на пальцах (т.е. детям).
Часть из этого уже благополучно проработано в доступную для детей форму. Часть — и близко нет. А что-то, наверное, просто лишнее. Думаю, у каждого кружка должна быть схема на эту тему. Зачем их держать в секрете? У детей есть родители, родители могут работать инженерами, что-то дополнить, что-то подсказать. Для своих-то детей.
Об авторе
Евгений Аристов — руководитель кружка робототехники в Подольске. Для Евгения кружок — хобби и ответ «надо что-то делать для образования своих детей». Основная деятельность — программист.
Фото из личного архива автора.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
олег голдырев
23.12.2017
Хорошая мысль про разделение соревнований
Евгений
27.12.2017
Во всех статьях вышедших на эту тему, а тема многих задела за живое, проговариваются о том, что соревнуются тренеры. Дети лишь аватары. Хотя нельзя не согласиться и с мнением Дмитрия Алексеева. Ребенок должен быть готов принять, понять решение.
Николай Пак заявил что соревнования с призовыми местами моральны лишь с 14 лет. Вполне обосновано.
Но что-то же надо предложить до 14 лет.
И да, я не буду красить лишь черной краской соревнования тренеров — это в конце концов развило тему.
Разделение на три вида соревнований — позволит выявить положительные стороны соревновательсти.
Александр Евгеньевич
25.12.2017
А, вот, Robotex.ee (неоднократно упоминаемый здесь, как оставшийся крупнейший в Европе) на ранних стадиях имел общим награждение всех участников — вместе съедали один огромный торт и хвалили лучшие результаты.
Евгений
27.12.2017
Спасибо за Ваш комментарий. Мы с вами лично не знакомы, но то что вы пишите в комментариях очень интересно.